ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЛО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГИС СОЛО

Цели и задачи

Государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области» (ГИС «СОЛО») объединяет в себе все функциональные системы региона, связанные с дошкольным, общим и дополнительным образованием.

Разработка ГИС «СОЛО» стала важным шагом в создании единой информационной среды для всех участников образовательной экосистемы региона: учащихся, их родителей, педагогов и представителей органов управления.

В Ленинградской области были запущены в промышленную эксплуатацию девять подсистем государственной информационной системы «Современное образование Ленинградской области» (ГИС СОЛО). Кроме запуска новых подсистем, была расширена функциональность сервисов и модернизирован образовательный портал. В результате в регионе появилось единое цифровое пространство, которое объединило все типы образовательных учреждений.

В промышленную эксплуатацию были введены девять подсистем ГИС СОЛО, в том числе «Электронный колледж», «Аттестация педагогических кадров», «Организация дополнительного образования». Это позволило включить в цифровое образовательное пространство все типы образовательных организаций, работающих в регионе: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные образовательные организации.

Подсистемы ГИС СОЛО помогают автоматизировать процессы внутри организации, а также упрощают работу сотрудников — в первую очередь за счёт того, что больше не нужно многократно вводить одни и те же данные. За счет взаимосвязи подсистем соблюдается принцип наследования данных: как только данные попадают в одну подсистему, она собирает их в единый цифровой профиль; при этом все сведения, включая персональные данные, надёжно защищены.

Модернизирован единый информационный образовательный портал obr.lenreg.ru. Он входит в состав ГИС «СОЛО» — именно на нём представлены ключевые возможности системы. Все сервисы разделены на четыре блока в соответствии с целевыми аудиториями: «Родителям дошкольников», «Школьникам и их родителям», «Выпускникам и студентам», а также «Работодателям и организациям».

Для каждой аудитории представлен свой набор сервисов. Например, родители дошкольников могут выбрать детский сад или проверить статус своей заявки; школьники — посмотреть свои оценки, подготовиться к экзаменам или записаться в секцию, определиться с будущей профессией и понять, куда поступать, в том числе основываясь на индивидуальных результатах профориентационных тестов; а работодатели — предложить мероприятие, программу, стажировку или даже вакансию на своем предприятии.

Для педагогов теперь доступна электронная форма прохождения аттестации, где происходит взаимодействие участников — от подачи заявления педагогом до формирования решения аттестационной комиссии в подсистеме. Ранее аттестация проходила либо через очное взаимодействие участников, либо через пересылку материалов в электронной почте.

Важным событием стало масштабное внедрение электронного дневника на уровне региона для школьников, и электронной зачетки для студентов колледжей. Процесс сопровождался поддержкой, а также обучением педагогов и сотрудников образовательных учреждений. Всего же работе с подсистемами СОЛО было обучено более 17 тысяч специалистов сферы образования. Для этого было проведено более 150 обучающих вебинаров.

По итогам работы 2020 года к ГИС СОЛО подключено 378 школ, 463 детских сада, 25 колледжей, 90 организаций дополнительного образования.

Государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области» начала свою работу весной 2020 года. В качестве заказчика ГИС СОЛО выступил Комитет цифрового развития Ленинградской области в лице ГКУ ЛО «Оператор электронного правительства». Функциональные требования к системе предъявлял комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Генеральным подрядчиком стала ГК «Нетрика».

«Система «Современное образование Ленинградской области» охватывает все уровни образования региона — начиная с записи в детский сад и заканчивая знакомством с рынком труда, профориентацией и карьерным самоопределением, подбором практик и трудоустройством. В результате ребенок получает поддержку на всех образовательных этапах, что повышает качество его обучения — а значит, и карьерного развития в будущем», — отмечает Ольга Романова, руководитель направления «Образование» ГК «Нетрика».

В Ленобласти в 2020 г. в разгар пандемии коронавируса все школы региона перешли на работу в государственной информационной системе «Современное образование Ленинградской области» (СОЛО). На площадке можно подать заявление о приеме ребенка в детский сад и школу, отслеживать его оценки, записывать на секции и кружки.

Разработка ГИС «СОЛО» стала важным шагом в создании единой информационной среды для всех участников образовательной экосистемы 47-го региона: учащихся, их родителей, педагогов и представителей органов управления. Заказчиком государственной информационной системы «СОЛО» выступил Комитет цифрового развития Ленинградской области в лице ГКУ ЛО «Оператор электронного правительства».

Функциональным заказчиком выступает комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, который формирует запросы по цифровизации образовательных услуг, сопровождает разработки и оказывает помощь в формировании бизнес-процессов новых подсистем и модулей.

Как за два года изменилась ГИС «СОЛО» CNews рассказала Наталья Быстрова, руководитель проекта направления «Образование» ИТ-компании «Нетрика».

«Технологии должны работать на педагога»

CNews: Расскажите, как родилась идея создать государственную информационную систему «Современное образование Ленинградской области»?

Наталья Быстрова: Учителю всегда следует быть хоть на полшага, но впереди ученика – и помочь педагогу должны технологии. Какие проблемы в его работе обязана решать такая система? Учитель разослал информацию, а в ответ ему — десятки вопросов. В идеале обмен сведениями должен проходить без его личного участия, например, с помощью робота-помощника.

Много времени у педагога отнимают совещания и собрания – значит, учителю должен помогать интерактивный методический помощник, будь то «живой» тьютор, консультант или робот. Речь не идет о полном исключении офлайн-встреч, однако в 80% случаев присутствие педагога не требуется. Ну, а интересное внеурочное мероприятие учитель должен находить не после часовых поисков, а нажав пару кнопок.

При этом школьная ИТ-система должна быть удобной для пользования, не требовать лишних технических действий.

CNews: Этот подход лег в основу ГИС «СОЛО»?

Наталья Быстрова: Да. К тому же в Ленинградской области 5 лет назад была сформирована концепция образовательной системы, где ключевой составляющей стало решение запросов от разных групп пользователей – органов власти всех уровней, руководителей и сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей. Но началась ГИС в 2014 г. с АИС «Электронный детский сад». Создать ее было решено после жалоб жителей таких густонаселенных районов как Кудрово и Мурино на то, что подать заявление в детсад или школу стало настоящей проблемой. Затем создали сервис профориентации для школьников, потом появился электронный журнал — и в итоге система разрослась.

В 2019 г. « СОЛО» включили в региональный реестр государственных информационных систем, а в феврале 2020 г. запустили в эксплуатацию – как раз перед тем, как началась пандемия и массовый переход на дистанционное образование. Сейчас в нее встроены 15 подсистем и 11 модулей, работают больше сотни интеграционных решений внутри системы и с внешними источниками (OАuth 2.0/OPEN ID Connect, обмен данными по протоколу SOAP в формате XML с автоматической передачей данных и документов, использование REST-сервисов).

CNews: Какие сервисы сейчас доступны пользователям?

Наталья Быстрова: Запись в детский сад или школу, на конкурсы, на образовательные, культурные и спортивные мероприятия, электронный дневник, профориентационное тестирование, подбор вакансии, практики, организация летней занятости, бронирование туристических поездок по социальному сертификату. Для преподавателей – запись на аттестацию, мониторинги.

CNews: А детям удобно взаимодействовать с системой?

Наталья Быстрова: У школьников разный уровень социального интеллекта — бывает, у ребенка есть вопросы, но ему сложно их задать. Или же, наоборот, он спрашивает всех, встречающихся на его пути. Мы провели опрос 20 тыс. обучающихся 7-10 классов. Вопреки изначальной гипотезе, что дети не будут «общаться» с системой, более 43% сказали, что изначально зададут вопрос именно ей.

Кстати, у родителя и ребенка – отдельные учетные записи, но при этом мать или отец могут получить доступ к его домашним заданиям и электронному дневнику. Если школьнику меньше 14 лет, записывать его на кружки, туристические поездки и курсы может только родитель.

Родители также могут следить за рейтингом ребенка — система показывает даже, завышены они или занижены. Работает это так: у каждой отметки есть свой весовой коэффициент, и он выше у «четверки» за контрольную работу, чем у «четверки» за ответ на уроке. У ученика формируется средний балл, и система может отреагировать, если за ответы на уроке он всегда получает «тройки», а за контрольные – «пятерки».

«У родителя и ребенка – разные учетные записи»

CNews: Какие возможности развития заложены в системе?

Наталья Быстрова: В системе отлажено взаимодействие с разными уровнями: от муниципального до федерального. Так, среди участников проекта – региональные комитеты по образованию, молодежной политике, культуре, спорту, труду и занятости населения. Есть и интеграция федеральных госуслуг в региональные услуги/суперсервисы, и возможность реализации проектов на уровне организации (например, для формирования программ, событий, приема заявок, проведения мероприятий, передачи информации о победителях). Подключены к системе и работодатели – бизнес, НКО и различные ассоциации.

Модульный формат системы позволяет без труда подключить любой новый прикладной сервис. При этом они могут «сообщаться» друг с другом, так как есть автоматическая передача сведений о ребенке из одной системы в другую по целевому запросу. Есть также непрерывное обновление данных при переходах между уровнями образования и организациями, формирование и сохранение цифрового профиля.

До 2024 г. Г ИС «СОЛО» планируется трансформировать в платформу Ленинградской области с межведомственными ГИС по сферам (образование, культура, спорт, молодежная политика).

CNews: Как обеспечивалась защита данных при запуске и работе системы?

Наталья Быстрова: Все сведения и справочники надежно хранятся в центре обработки данных, за который отвечает Оператор электронного правительства Ленинградской области. Определение класса защищенности ГИС СОЛО проведено Оператором в 2019 году в соответствии с Приказами ФСТЭК России № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». На основании классификационных характеристик ГИС «СОЛО» был присвоен класс защищенности – К2.

У каждой учетной записи есть ограниченное количество доступов – 10-15. После запуска закрытых контуров, доступ к страницам системы, отражающим персональные данные, предусмотрен только с компьютера, прошедшего аттестацию.

CNews: Какие услуги пользуются большей популярностью?

Наталья Быстрова: Сейчас все школы Ленобласти работают с ГИС «СОЛО». К системе подключено больше 3 тыс. организаций, а количество пользователей в 2022 г. достигло 500 тыс. человек. Лидирует, конечно «Электронная школа», потому что в дневник пользователи заходят и по пять раз в день.

CNews: К кому пользователи могут обратиться, если у них возникнут вопросы?

Наталья Быстрова: Мы подробно объясняли, как пользоваться системой, в период ее опытной эксплуатации – когда ГИС только внедрялась в школы. В 2020 г. в самый разгар пандемии мы в режиме ВКС обучили около 17 тыс. педагогов Ленобласти.

Кроме того, у нас регулярно выходят обновленные методические материалы, создана каскадная модель техподдержки. Есть региональный координатор системы, и в каждой организации, будь то школа или комитет, есть свой координатор, умеющий с ней работать. Если у учителя или родителя возник вопрос, он может обратиться за помощью к школьному координатору.

Преимущества

11 марта 2020


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЛО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГИС СОЛО

Запущенная в регионе государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области» (ГИС «СОЛО») упрощает процессы подачи и обработки заявлений о приеме ребенка не только в первый, но и в другие классы, ускоряет процедуру перевода детей между школами и позволяет родителям отслеживать в режиме on-line движение о зачислении ребенка в образовательные организации.

ГИС «СОЛО» стала единой точкой доступа к услугам и сервисам для всех участников образовательного процесса: от детей, их родителей и педагогов до органов управления образованием. Платформа объединила восемь подсистем: единый информационный образовательный портал, электронный детский сад и интеграцию с федеральным реестром инвалидов, электронную школу, электронную запись в школу, электронную запись в 1 класс, социальный навигатор и региональную базу образовательных организаций.

С 9 декабря официально стартовала запись в школу в 1-11

классы текущего учебного года. Запись в 1 класс будущего учебного года началась с 15 января 2020 года.

Благодаря подсистеме «Социальный навигатор» родители могут в режиме онлайн подобрать образовательные программы для детей, получить информацию об интересующих кружках и секциях, проводимых образовательных мероприятиях, получить информацию о востребованных профессиях.

Школьникам, выпускникам и студентам доступны профдиагностические тесты, онлайн-консультации от лучших наставников, знакомство с ведущими работодателями Ленинградской области, подбор практик и стажировок, построение индивидуальной траектории развития.

Государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области» стала одним из первых примеров комплексной региональной системы управления образовательной траекторией человека – от детского сада до зрелого возраста.  ГИС «СОЛО» включена в региональный реестр государственных информационных систем, на ее дальнейшее развитие предусмотрено финансирование в размере около 100 млн рублей.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЛО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГИС СОЛО

СМИ о проекте

Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга

Федеральный портал «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

ГИС «Контингент Ленинградской области»

Региональный сегмент учета контингента обучающихся Санкт-Петербурга

Электронная запись в детские сады Ленинградской области

Электронная запись в детские сады Новгородской области

Единый информационный портал о научно-исследовательской деятельности и олимпиадном движении Санкт-Петербурга

Развитие единого национального портала дополнительного образования детей

Региональный сегмент учета контингента обучающихся Краснодарского края

Подсистема учета контингента обучающихся Республики Мордовия

Система дистанционного обучения СПбЦОКОиИТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *